Хаксли О
Хаксли О. Как исправить зрение.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В шестнaдцaть лет у меня случился острый приступ Keratitis punctata [1], и через восемнaдцaть месяцев, в течение которых я пребывaл в состоянии, близком к слепоте (пришлось освaивaть Брaйля [2], a нa прогулкaх послушно следовaть зa поводырем), один мой глaз был способен рaзглядеть только двухсотфутовую букву в тaблице Снелленa [3], и то с рaсстояния лишь в десять футов, другой же едвa отличaл день от ночи.
Бедственность моего положения обуслaвливaлaсь в основном помутнением роговицы; но были еще и гиперметропия [4], и aстигмaтизм& [5]
Первые несколько лет врaчи рекомендовaли мне использовaть для чтения сильное увеличительное стекло. Зaтем нa смену пришли очки. С их помощью удaвaлось рaзбирaть семидесятифутовую строку (опять-тaки с рaсстояния всего в десять футов!) и довольно сносно читaть - при условии, что зрaчки рaсширены aтропином до тaкой степени, что нa роговице вокруг помутненного центрa обрaзовывaлись своего родa чистые "окнa". Рaзумеется, ценой этого было непомерное нaпряжение, и порой я чувствовaл себя буквaльно выпотрошенным.
Но хоть и тaк, a я мог читaть, и рaдовaлся.
Все это продолжaлось до 1939 годa, когдa я вдруг обнaружил, что и с мощнейшими очкaми читaть все сложнее и утомительнее.
Сомнений не было: моя и без того ущербнaя способность видеть стремительно пaдaет. И кaк рaз, когдa я с тревогой зaдумывaлся о том, кaкaя жизнь меня ждет, если чтение стaнет недоступным, кто-то зaговорил о зрительном переобучении. Выглядело оно довольно безобидно, внушaло нaдежды, и я, которому нечего было терять, решился попробовaть.
Через пaру месяцев я уже читaл без очков и, что еще удивительней, без нaпряжения и устaлости. Более того, появились очевидные признaки, что помутнение роговицы, сопутствующее мне более двaдцaти пяти лет, нaчaло проясняться. Сейчaс мое зрение, пусть и дaлекое от нормaльного, прaктически в двa рaзa острее, чем было тогдa, когдa я носил очки и еще ничего не знaл о методикaх испрaвления зрения; роговицa очистилaсь нaстолько, что глaз, который с трудом рaзличaл, где свет, a где тьмa, рaспознaет десятифутовую строку с рaсстояния в один фут.
Это-то и подтолкнуло меня сесть зa книгу; ее нaписaнием я хочу вернуть долг и вырaзить признaтельность пионеру зрительного переобучения покойному доктору У. Г. Бейтсу и его последовaтельнице госпоже Мaргaрет Д. Корбетт, педaгогическому тaлaнту которой я обязaн своим зрением.
Существуют и другие рaботы нa тему зрительного переобучения; среди них прежде всего упомяну следующие: "Совершенное зрение без очков" д-рa Бейтсa (Нью-Йорк, 1920), "Кaк улучшить вaши глaзa" госпожи Корбетт (Лос-Анджелес, 1938) и "Улучшение зрения естественными методaми" К. С. Прaйсa (Лондон, 1934). Кaждaя из них по-своему ценнa; но ни в одной (по крaйней мере, из прочитaнных) я не встретил попытки соотнести методы зрительного переобучения с новейшими достижениями психологии и философии. Этот пробел я и собирaюсь восполнить; моя зaдaчa состоит в том, чтобы продемонстрировaть: эти методы есть ни что иное кaк прaктическое применение определенных теоретических принципов, полaгaемых зa истинные.
Могут спросить: a почему трaдиционные офтaльмологи не применили нa прaктике эти общепризнaнные принципы? Ответ прост. С того моментa, кaк офтaльмология стaлa нaукой, врaчи обрaщaли внимaние лишь нa физиологическую сторону сложного зрительного процессa. Они зaнимaлись глaзaми и зaбывaли о рaзуме, использующем глaзa, чтобы смотреть и видеть. Меня лечили люди, зaнимaющие высочaйшее положение в своей профессии; но ни один из них дaже не обмолвился, что у зрения может быть и умственнaя сторонa, или же, что существуют непрaвильные способы использовaния глaз и рaзумa, - тaк же, кaк существуют и прaвильные. После проверки моих больных глaз, - нaдо признaть, с мaстерством и виртуозностью, они прописывaли мне искусственные линзы и отпускaли. Использовaл ли я свой рaзум и глaзa в очкaх хорошо или плохо, было для них совсем несущественным. Для д-рa Бейтсa же, нaпротив, тaкие вопросы и ответы нa них отнюдь были небезрaзличны, и он зa долгие годы экспериментов и клинической прaктики рaзрaботaл свою собственную методику зрительном переобучения. То, что этa методикa прaвильнa, докaзaно ее действенностью.
Пример со мною ни в коей мере не уникaлен; тысячи других тaких же стрaдaльцев извлекли пользу, следуя простым прaвилaм улучшения зрения, которым мы обязaны д-ру Бейтсу и его последовaтелям. Сделaть эти прaвилa и способы широко известными - конечнaя цель дaнной книги.
www.rulit.netОтличная инструкция для тех, кто задался желанием улучшить свое зрение.
Не хочется вставать на чью либо сторону, но методы описанные в этой книге уже в то время не были поддержаны обществом, нынче же они скорее всего уже позабыты.
Ничего сверхъестественного Хаксли нам не рассказал, даже наоборот, в своем легком и приятном стиле, очень хорошо изложил общие причины ухудшения зрения и дал рекомендации по возвращению его в более здоровую форму.
Основываясь на методе разработанным доктором Бейтсом, Хаксли рассказывает о ряде простых, но весьма важных упражнениях, которые, если верить методам, смогут улучшить испорченное зрение.
Так же книга будет полезна и для общего развития, возможно именно после ее изучения, читатель задумается о той нагрузке, которую каждый день переносят наши глаза.
Для себя я приметил несколько упражнений, позволяющих расслаблять глаза, которые и использовал во время чтения этой книги. Не хочется преувеличивать или говорить не имея продолжительного опыта, но после некоторой гимнастики, глаза чувствуют себя менее усталыми. Для поддержания их в тонусе, достаточно лишь делать пятиминутные упражнения несколько раз в день. Думаю, как и любая другая гимнастика, подобные упражнения будут иметь свой эффект.
Кто-то спросит: а есть ли уверенность, что именно эта техника правильная? Лучшее доказательство, что пудинг это пудинг, взять да и съесть его; первый и самый убедительный довод в пользу метода, это его действенность, то есть соответствие результата ожиданию.
Методы Бейтса основываются на тех же принципах, что лежат в основе всех когда-либо разработанных и с успехом применяемых систем обучения. Каким бы умением вы ни стремились овладеть, – пусть это будет акробатика или игра на скрипке, медитация или гольф, пение, танцы, все, что угодно, – существует нечто, о чем хороший учитель никогда не устанет напоминать: "Учитесь сочетать релаксацию с активностью; учитесь делать то, что вы хотите, без напряжения; трудитесь упорно, но никогда не перенапрягайтесь".
www.livelib.ruХалазион.
Халазион – это воспалительное заболевание кисты мейбомиевых желез хряща века. В народе халазион также называется градиной. Заболевание может возникнуть в любом возрасте.
Послойное строение века представляет собой слой кожи, подкожно-жировой клетчатки, хряща. В конъюнктивальную полость параллельно ресницам открываются протоки железок хряща, которые вырабатывают жировой секрет, необходимый для предотвращения поверхности глаза от высыхания, плотного смыкания век при закрытый глазных щелях. Таких железок насчитывается около 10 на каждом веке. При закупорке протоков мейбомиевых желез они увеличиваются в размерах, воспаляются, что заметно на внутренней поверхности века в виде бугорка. Заболевание характеризуется хроническим течением и часто протекает в безболевой форме, составляя для больного лишь косметический дефект. Однако с лечением халазиона не стоит тянуть, потому что, как и любой пролиферативный процесс, он может озлокачествляться. В таком случае говорят о раке мейбомиевой железы. Однако такое развитие событий наблюдается очень редко. Чаще халазион может нагнаиваться при присоединении вторичной инфекции.
Халазион – Причины
Халазион – Симптомы
Халазион – Диагностика
При обращении к врачу с подозрением на халазион пациент осматривается офтальмологом. Проводится наружный осмотр века, который позволяет оценить клиническую картину заболевания, чего бывает вполне достаточно для постановки диагноза. При рецидивирующем процессе, когда возникает подозрение на злокачественное образование, может потребоваться проведение биопсии халазиона. При этом проводится забор образцов тканей образования, которые отправляются на гистологическое исследование. При микроскопическом рассмотрении образцов обращают внимание на наличие атипичных клеток, характерных для рака. Биопсия проводится для исключение базальноклеточной карциномы и карциномы мейбомиевой железы.
Халазион – Лечение в Израиле
Халазион – это заболевание, склонное к хроническому течению. Однако не стоит откладывать его лечение в долгий ящик.
hospital-israel.ruОпределение
Халязион представляет собой комок (грудину) в веке ока, размером с горошину, который обусловлен деятельностью сальных желез. Это образование может увеличиваться в размерах, иногда может стать красным, теплым или болезненным.
Железы, участвующие в формировании халязиона, представляют собой модифицированные сальные железы (мейбомиевые железы), что находятся в пределах века. В каждом из век находится около 30-40 этих желез. Они выделяют жидкость, которая в случае блокированния формирует комочек, который увеличивается в размерах и вызывает видимое воспаление.
Несмотря на то, что халязион как и ячмень является комком в веке, вызванным обструкцией сальных желез, он не несет за собой острой инфекции железы. Халязион - это не инфекция, а воспаление области века. Воспаление является процессом, на который организм реагирует отеком, покраснением, болью или повышением температуры в этой области. Ячмень, как правило, более болезненный, чем халязион.
Причины
Причины халязиона различны, но в основном они являются результатом закупоривания сосудов или обструкции протоков мейбомиевых желез.
Каждая из сальных желез, называемых мейбомиевыми железами, производит жидкость, которая течет из слезной железы вместе со слезами. Эта жидкость выходит из каждой железы через крошечное круглое отверстие сразу за ресницами верхнего и нижнего века (мейбомиевые железы). Если это отверстие закупоривается и становится слишком узким, для того, чтобы жидкость смогла вытечь, образуется комок в веке. Накопившиеся содержимое приводит к воспалению – халязиону.
Есть ряд условий, которые предрасполагают к развитию халязиона. Определенные факторы риска увеличивают шансы на развитие этих так называемых мейбомиевых кист:
Симптомы
Отек верхних или нижних век может происходить постепенно в течение недели. В некоторых случаях, веко может набухать внезапно. Халязион случается чаще на верхнем веке.
Халязион появляется как локализованный твердый комок, который может расти от 2 до 8 мм. в диаметре. Возникает боль и покраснения.
Халязион нижнего века можно заметить, на внутренней поверхности века в зеркале.
Симптомы могут включать в себя:
Если отек длится более нескольких недель или создает симптомы легкой размытости зрения необходимо обратится к врачу.
Диагностика
Офтальмолог изучает историю болезни и выполняет физическую экспертизу. Она включает проверку зрения каждого глаза, осмотр лица, век и самых глаз. В дополнение осматривается кожа век. Врач-офтальмолог может заглянуть внутрь верхнего века, если опухоль находится в верхнем веке. Образец жидкости халязиона редко берется для анализа.
Профилактика
Чтобы предотвратить образования халязиона необходимо в первую очередь соблюдать элементарные правила личной гигиены. Мойте руки водой с мылом или спиртом после посещения туалета или работы, после домашних животных и т.п.
Если же все-таки халязион образовался, необходимо обратиться к врачу за помощью. В домашних условиях могут быть полезными теплые компрессы. Теплое, влажное полотенце следует прикладывать на веко в течение 5-10 минут, четыре раза в день, чтобы уменьшить отек железы. Несмотря на то, что полотенце и вода должны быть чистыми, они не должны быть стерильными. Также рекомендуется слегка массировать пораженную область несколько раз в день.
med36.comВоспаление на глазном веке, размером с горошину. Напоминает ячмень глаза, но очень отличается. Что же такое халазион и как его лечить?
Что такое халазион?
Халазион (халязион) – небольшое воспаление, которое появляется на веке глаза в результате закупорки сальной железы. Данное воспаление возникает на нижнем или верхнем веке, а проходит само по себе через месяц (без особого лечения).
Но не смотря на то, что заболевание проходит без медицинского вмешательства, обязательно нужно показаться доктору. В некоторых случаях халазион может стать причиной потери зрения, тогда, когда возникает сильное воспаление. А в особых случаях халазион возникает на фоне онкологических заболеваний кожи.
Заболевание халазион схоже с таким недугом, как ячмень на глазах (воспаление сальной железы на глазном веке). Но халазион больше по размеру, не такой болезненный, и имеет хроническую форму.
Причины возникновения халазиона
Воспаление, характерное для халазиона, вызвано закупоркой в мейбомиевой железе глазного века. Мейбомиевы железы находятся по краям глазного века, выделяют жировой секрет, который попадает в слезы, тем самым смазывая верхнее и нижнее веко, чтобы предохранить глаз. На каждом верхнем и нижнем веке находится по 30-40 мейбомиевых желез, и если одна из желез закупоривается, то возникает твердое образование на поверхности века.
Жировой секрет мейбомиевой железы выходит на поверхность века через крохотные круглые отверстия, которые находятся сразу возле глазного века. Если жировой секрет становится более густым, или выход железы закупоривается, то секрет не может выйти на поверхность века.
Жирный секрет не выводится наружу, а собирается внутри жировой железы, поэтому образуется твердое образование на веке. Стенка железы может лопнуть, а жировой секрет попадет в ткани века, вызывая воспаление, а иногда и рубцевание ткани.
Группа риска
Некоторые люди болеют халазионом чаще других. Группу риска составляют:
Заболевшие хотя бы один раз. Если человек единожды переболел халазионом, то скорее всего он заболеет еще, и не раз.
Грязные руки. Если человек постоянно трет веки грязными руками, то риск заболевания халазионом очень сильно повышается. Потому, что именно грязь, попавшая через руки, может закупорить сальные железы.
Симптомы халазиона
Обычно халазион начинается с образования твердой шишечки на глазном веке. Симптомы при халазионе:
Как отличаются халазион и ячмень на глазу?
Халазион иногда путают с ячменем на глазу. На самом деле они отличаются. Если уплотнение на глазу болит, значит это ячмень, потому, что халазион не болезненный.
Образование при халазионе развивается значительно медленнее ячменя.
Слишком большой ячмень на глазу не вызывает проблем со зрением, в отличие от халазиона.
Ячмень обычно образовывается на самом кончике глазного века, а халазион возникает чуть поодаль глазного века.
Ячмень на глазах возникает из-за попадания инфекции в сальные железы, бактерии накапливаются в фолликуле ресниц. Также, может возникнуть внутренний ячмень, появившийся из-за попадания инфекции в мейбомиевую железу. Если внутренний ячмень не прорывается, то он может перерасти в халазион.
Диагностика халазиона
Обычно, диагностика состояния проводится путем более детального изучения образования, выяснения симптомов, чтобы точнее определить является ли образование халазионом, ячменем или чем-то еще.
www.likar.infoХатха-йога для тленного ока.
Секрет равновесия – во взгляде
Существует интересный феномен взаимной зависимости чувства равновесия и сосредоточения взгляда. Вспомним канатаходца под куполом цирка: он не озирается по сторонам и не смотрит мимо каната на публику внизу, но глядит прямо перед собой, совмещая в одном взгляде стопу и канат, а все его тело направлено вперед – к точке крепления каната на стене. Точно так же при выполнении балансировочных асан секрет равновесия заключается в фиксации взглядом избранной неподвижной точки, причем чем ниже эта точка, тем проще удерживать равновесие.
Если вы выбрали точку опоры для взгляда прямо перед собой на полу, то шансов удержать позу длительное время у вас много больше, чем если вы смотрите на стену поближе к потолку. Но в любом случае стоит вам отвлечься и сместить взгляд или хотя бы подумать о чем-то «побочном», на что сразу переводится внутренний взор, как вы сразу зашатаетесь. Если вы быстро соберете внимание и вернете взгляд на прежнее место, то, скорее всего, положение тела выровняется, а иначе вы почти сразу упадете или просто выйдете из асаны в обычное положение стоя. Отсюда очевидна сложность выполнения балансировочных поз с закрытыми глазами: та же самая асана становится на порядок сложнее, если вам не за что «зацепиться» взглядом. Судя по всему, правы были древние философы, считавшие взгляд некой полуматериальной субстанцией, состоящей из неких излучений вещества от видимого предмета.
Как бы там ни было, взгляд представляет собой реальную опору для всего тела, в чем нетрудно убедиться, проделав несколько простых балансировочных асан, которые в свою очередь помогут вам развить способность к центральной фиксации взгляда, а значит, и улучшить зрение.
Кроме известных нам перевернутых поз (особенно стойки на голове), балансировочные асаны выполняются в положении стоя или сидя. Сначала попробуйте выполнить Натараджасану: встаньте прямо, согните одну ногу в колене, захватите щиколотку одноименной рукой снаружи, а затем, слегка наклоняясь вперед, одновременно отводите ногу назад, удерживая ее рукой. В результате у вас получится всем известная поза лука, только не на животе, а с опорой на одну ногу: а именно, тело и нога вместе составляют плавную дугу, а рука натянута горизонтально, подобно тетиве лука, соединяя плечо со щиколоткой. Теперь попробуйте поработать со взглядом: посмотрите на пол перед собой, затем направьте взгляд прямо вперед, затем переведите взор как можно выше на потолок, а затем закройте глаза и сведите их к межбровью. Повторите то же самое с опорой на другую ногу (все асимметричные асаны обязательно должны выполняться на обе стороны).
Сядьте на пол и выполните балансировочную позу на копчике: согните ноги в коленях, подтяните к себе обе стопы, ухватитесь за большие пальцы ног и выпрямите ноги в воздухе, удерживая их прямыми руками. Ваше тело образует перевернутый треугольник с вершиной внизу (копчик) и основанием вверху (руки), а все три стороны должны быть совершенно прямыми (спина, ноги, руки). Теперь снова поработайте со взглядом: посмотрите вниз на область промежности, затем переведите глаза на руки перед собой, затем посмотрите вверх. И наконец попробуйте плавно отвести голову назад – и взгляд тоже, а затем закройте в этом положении глаза и предельно расслабьтесь. Вернув голову в нормальное положение, вы можете попробовать развести ноги в стороны, сохраняя неподвижную фиксацию взгляда прямо перед собой. Согните ноги, сложите их в любую медитативную позу и расслабьтесь с закрытыми глазами, сосредоточившись в межбровье, чтобы закрепить результат.
knigi-skachaty.ru"… какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за зрении душу свою?"
Мф. 16:26
зренииМногие россияне активно увлечены поиском быстрых и, как им кажется, хатха надежных методов оздоровления. Среди таких методик прочную позицию заняла хатха-йога. Увлекающиеся хатха-йогой считают ее своеобразным йога аналогом гимнастики, с помощью йога которой можно значительно улучшить состояние своего йога здоровья. При этом лишь немногие всерьез задумываются йога об йога истоках и изначальных целях занятий хатха-йогой, а также йога о том, что результаты этих занятий могут оказаться самыми неожиданными. В данной статье мы попытаемся ответить на вопросы: что такое хатха-йога, хатха где хатха и когда она была создана, так ли уж безвредно заниматься ею, а также совместима ли хатха-йога с христианством. Прежде всего, определимся с самим понятием "йога".
Термин "йога" родился в Индии и имеет около 20 словарных значений [1], среди них такие как: "связывать", "соединять", "скреплять", "сцеплять" и т.д. [2]. В общем смысле йога – это "техника, совокупность методик, процесс и итог интеграции духовных, психических, йога а в некоторых йогах и физических потенций индивидуума, имеющий целью по меньшей мере завершенность и свершенность личности изнутри" [3]. Йога – это не название какой-то одной методики, а, скорее, общее обозначение целой совокупности систем, которых объединяет стремление к достижению "Абсолюта", однако они могут йога иметь немалые отличия друг от друга. Известный индийский мистик Свами Вивекананда писал: "Йога означает соединение, она стремится связать душу зрении человека с зрении высшей душой Бога [4]" зрении [5]. Также можно сказать, что "йога – это "связь" с Абсолютом, посредством зрении которой достигается освобождение от страданий и высшее состояние…" [6]. Йог Чинамайананда утверждал, что занимаясь йогой человек из червя станет "Богом Богов" [7]. В индуизме йогой называют практическую методику преодоления всего преходящего и воспринимают ее как путь к вечности [8].
Йога в том или ином виде является хатха обязательным компонентом всех зрении духовных традиций Индии [9]. Подчеркнем, что все виды йоги имеют религиозный характер: "…в древности все высшие достижения зрении человека в познании, искусстве зрении и власти были частью религии и считались принадлежащими Богу и Его земным служителям" [10]. Нет хатха ни одной школы йоги, которая была бы оторвана от религии. Нерелигиозных форм йоги не существует. Огромную роль в йоге играет гуру: "гуру – это тот, кто дарует знание, благо (или процветание), состояние Шивы [11] … гуру – это тот, кто рассеивает тьму (невежество, иллюзии)" [12]. Связь ученика с гуру имеет очень большое значение, фактически, не имея гуру, йогой заниматься нельзя, более того, "если человек покидает своего гуру из-за каких-либо материальных побуждений или мотивов, он зрении совершает тем самым самый зрении страшный грех (обычно учителя хатха йоги говорят, что ученик таким поступком портит себе карму. – В.П.) и будет вынужден расплачиваться за этот поступок в течение длительного времени (например, в следующих зрении жизнях. – В.П.)" [13]. При этом гуру может стать далеко не любой человек, а только тот, кто достиг полной духовной реализации и был хатха посвящен, в свою зрении очередь, своим гуру. Вот некоторые признаки, которые позволяют, с точки зрения тантристов, отличить йога ложного гуру от настоящего: "К этим признакам относятся серьезные заболевания, такие как заражение крови, проказа, болезни глаз, бесплодие; врожденные аномалии – такие как лишнии конечности или их недостаток, карликовое телосложение… а также хатха – даже такой признак, как плохие ногти или зубы" хатха [14]. Это, конечно, далеко не все признаки, но и они позволяют сделать вывод, что учителем нельзя стать лишь потому, что человек йога этого хочет зрении и зрении изучил ту или иную духовную литературу, необходима принадлежность к духовной традиции той школы, учителем которой человек себя объявляет, а также наличие определенных физических и психических свойств, определенной квалификации, подтвержденной учителями избранной традиции. Йог обязательно йога должен быть вегетарианцем [15], однако есть исключения, например, система тантрической хатха йоги позволяет есть мясо [16] хатха . Высшее духовное состояние, которого может достичь йог, называется самадхи, описать самадхи йога невозможно, по сути это некое мистическое переживание, которое испытывает человек в результате занятия йогой: "Самадхи – йога это неописуемое состояние. Оно находится вне компетенции ума и речи. В йога Самадхи, или состоянии Сверхсознания, йога медитирующий теряет йога свою йога индивидуальность и становится единым с Высшим "Я", воплощением Блаженства, Мира и хатха Абсолютного Знания. Вот и все что можно сказать об этом состоянии" [17]. Последователи йоги считают, что понять самадхи можно только пережив это состояние. Свами Вивекананда йога писал о самадхи: "Когда сознание поднимается выше пределов самосознания, оно называется самадхи" [18]; "Йога говорит, что случайно впадать в это состояние очень опасно (выделено нами. – В.П.). Во многих случаях является опасность повредить мозг" [19]. Кроме того, впадающие в состояние самадхи "подвержены галлюцинациям" [20]. При занятиях хатха йогой, как верят практикующие йоги, развиваются следующие способности или, как их называют сами йоги, сиддхи: 1) анима – способность принимать форму меньше хатха меньшего; 2) махима – способность принимать форму огромных размеров; 3) лагхима – способность становиться легче пылинки; йога 4) гарима – способность становиться необыкновенно тяжелым; 5) прапти – способность получать все, что угодно; 6) пракамья – непоколебимая воля; 7) ишитва – превосходство над другими; 8) вашитва – способность удерживать окружающих под своим контролем [21]. Свами йога Вивекананда утверждал: "…свобода души (в неоиндуистстком понимании [22]. – В.П.) есть цель всех Йог, и каждая Йога одинаково йога ведет к этому результату" зрении [23]. Рассмотрим кратко виды классической йоги.
Существует четыре вида классической йоги: джнана-йога, карма-йога, бхакти-йога и раджа-йога. Джнана-йога (джняна-марга) - это путь развития сверхрациональной интуиции, зрении цель которой – йога постижение йогом единства личной души (Атмана) с Божеством [24] через зрении развитие у йога себя "…высших интеллектуальных способностей, сверхрациональной интуиции и путем продумывания великих речений упанишад [25]: "Все сие Атман [26]", "Я есть зрении Брахман [27]" и др. Ритуалы отвергаются за ненужностью, путь асоциален, предполагает монашество…" [28]. Джнана-йога считается путем зрении для личностей, имеющих высокое интеллектуальное развитие. Данный вид йоги не предполагает специальной работы йога с телом, это, скорее, путь высокого интеллектуального созерцания. Заметим, что в настоящее время в России в рамках неоиндуизма ни одно направление йоги не практикуется в классической форме. Карма-йога хатха (карма-марга) - это путь ритуально чистых деяний, который заключается в том, что йог следует в своей жизни тем религиозным предписаниям, которые приняты в той духовной традиции, к которой он принадлежит [29]. Свами Вивекананда писал: "Что же говорит карма-йога? "Трудитесь неустанно, но отрешитесь от зрении всякой привязанности к труду. Не зрении отождествляй себя ни с чем вне ва-С. Держите ваш ум свободным…" [30]. Карма-йог - это человек, который не привязывается к плодам своего труда, считая, что все, что он делает, есть исполнение его религиозного долга, предполагается работа без внутренней зрении психологической вовлеченности, без привязанности к результатам труда [31]. Карма-йог считает, что плоды, как и сам процесс труда, принадлежат божеству. В Бхагавадгите об этом сказано так: "Все, что ты делаешь, что вкушаешь, что подаешь, что приносишь в жертву; какой ни совершил бы ты подвиг – все совершай как приношение мне йога (Кришне. – В.П.)" [32]. Отрекшись от своего "я" через отказ от присвоения йога плодов труда, йог как бы позволяет тем самым раскрыться божеству в себе и становится "богом". При этом, по словам Свами Вивекананды, "карма-йог может хатха не верить ни в какую доктрину. Он может не верить хатха даже в Бога, может не вопрошать, йога что такое душа, и не думать ни о каких умозаключениях. Он имеет своей специальной целью осуществление бескорыстия, и ему хатха приходится самому вырабатывать пути, ведущие к этой цели" [33]. На практике обычно карма-йогу соединяют с бхакти-йогой и отдельно не практикуют. Бхакти-йога – йога это путь йога преданного служения избранному божеству [34] . Бхакти-йог, или бхакта, как говорит Бхагавадгита - это тот, кто не имеет "ненависти к йога существам, милосердный, сострадательный, без собственности, без самости, равный в горе и радости, терпеливый, удовлетворенный, постоянный, в единении, самоуглубленный, твердый в решениях, вручивший Мне сердце и разум, кто предан Мне (Кришне. – В.П.)" [35]. Бхакта – это тот, кто ежеминутно думает об избранном божестве, его привязанность к божеству должна быть всепоглощающа [36]. Любые свои деяния бхакта хатха посвящает избранному божеству. Адепт бхакти-йоги стремится к экстатическим, эмоциональным переживаниям, к мистическим озарениям. Цель - вызвать в себе непреодолимую любовь к божеству, йога граничащую с одержанием божеством [37]. Среди групп, практикующих бхакти-йогу, нередки случаи сексуальных извращений, например интимные отношения зрении с гуру или обмен партнерами между членами йога секты [38]. На сегодняшний день бхакти-йога является одной из самых популярных направлений йоги йога в мире. Рассмотрению зрении раджа-йоги мы уделим особое внимание, так как хатха-йога является ее частью и без понимания раджа-йоги мы не сможем ответить на сформулированные в статье вопросы.
Раджа-йога йога – это йога, которая ставит своею целью достижение самадхи через хатха пробуждение кундалини. Кундалини – это энергия, которая, как считают йоги, находится в основании позвоночного столба и представляется в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца [39]: "…сама энергия Кундалини – это тонкие психические энергии, йога но не грубо-материальные органы или субстанции тела" йога [40]. Кундалини необходимо "разбудить" и направить вверх по центральному энергетическому каналу (сушумне), который, как считают йоги, находится в позвоночнике. Проходя по позвоночнику, кундалини как бы активизирует чакры, раскрывает их. Чакры – это невидимые энергетические центры [41], "чакры находятся на более тонком уровне, чем материальное тело, то хатха есть как бы одновременно в теле йога и вне его, точное местоположение зрении того или иного чакры может быть определено только индивидуально, в процессе концентрации и медитативной практики" [42]. Раскрытие чакр, как считают йоги, приводит к духовной самореализации и постижению божества. Раджа-йога – это практика, с помощью которой йог готовит свое тело и йога разум для достижения самадхи. Основателем раджа-йоги считается зрении Патанджали [43] - индийский мистик, живший около II - iii зрении веков по хатха Р.Х. Патанджали оставил после себя зрении так называемую "Йога-сутру", в которой суммировал и осмыслил опыт индийской йоги. Йога Патанджали, она же раджа-йога [аштанга-йога), состоит из восьми ступеней: "1. Яма (общие нравственные зрении требования); 2. Нияма (самоочищение посредством дисциплины); 3. Асана (поза); 4. Пранаяма (ритмический контроль дыхания); зрении 5. Пратьяхара (отвлечение и освобождение ума от власти чувств и внешних объектов); 6. Дхарана (концентрация); 7. Дхьяна (медитация); 8. Самадхи (состояние сверхсознания, йога наступающее в результате углубленной медитации, когда индивидуальный адепт…сливается с объектом медитации…Вселенским хатха Духом" [44]. Разберем ступени раджа-йоги подробнее. Яма – это пять нравственных требований: "1. Никому не вредить мыслью, словом или действием. 2. Не быть корыстолюбивым ни мыслью, ни словом, йога ни действием. 3. Полное целомудрие мысли, слов и действий. 4. Полная откровенность мысли слов и действий. 5. Полная безгрешность в мыслях, словах и хатха действиях" [45]. Нияма – это "уход за телом, ежедневное купание, питание и т.д. " [46]. Асана в йоге – это зрении "поза, принимаемая йога для выполнения упражнения или сама им являющаяся… главная цель занятий асанами…- прочистка хатха пранических (энергетических) потоков в теле, выпрямление и развитие максимальной гибкости позвоночника для последующего пробуждения кундалини" [47]. В молодости хатха минимальное время занятия асан ами для достижения более или менее приемлемого, с точки зрения йоги, результата составляет пять лет ежедневных упражнений [48] под руководством полностью реализовавшего себя в духовном плане учителя [49]. Пранаяма – это четвертая ступень раджа-йоги, главной целью которой "является посредством регуляции хатха дыхания установить контроль над тесно с ним связанным хатха потоком сознания" [50]. Вивекананда писал: "Пранаяма значит управление Праной" [51]. Прана – это "жизненосная тонкая хатха энергия в теле, не тождественная чисто физической силе" [52]. Согласно йоге, существует пять видов пран [53], зрении главная из них хатха - воздух, которым мы дышим, эта зрении тонкая форма зрении энергии, в свою очередь, делится еще на четыре части: 1.Ваю – вид праны, который управляет дыханием хатха и находится в области сердца; 2.Апана – находится в нижней части живота и управляет функциями выведения мочи и кала; 3.Самана – прана, способствующая пищеварению; 4.Вьяна – прана, пропитывающая все тело и распределяющая энергию, полученную из пищи и дыхания. Прана перемещается по тонким энергетическим каналам, которые называются нади. Нади – это "тонкие астральные трубки, несущие психические токи…. Через Нади проходят Жизненные силы, или токи Праны. Так как Нади из очень тонкой йога материи, то их невозможно увидеть на физическом плане" [54]. О Пратьяхаре, пятой ступени раджа-йоги, Вивекананда писал: "Тот, кто достиг йога способности по желанию соединять или разъединять свое сознание с нервными центрами зрении (чакрами. – В.П.), усвоил Пратьяхару, …обуздание стремящихся к хатха внешнему сил сознания, освобождения его зрении от рабства чувств. … Управление сознанием и не д озволение ему соединяться хатха с нервными центрами есть – Пратьяхара" [55]. Пратьяхара есть процесс сознательного управления своим сознанием, когда йог может его направлять на какой-либо объект и как бы отключать от ненужных, на его взгляд. Пратьяхара, в представлении йогов - это искусство управления своим умом, освобождение его от влияния чувств. Следующая, шестая ступень раджа-йоги - дхарана. Дхарана – хатха это йогическое искусство концентрации на конкретном объекте, например можно с помощью воображения постараться почувствовать определенные части тела, не чувствуя при этом хатха другие части тела [56]. Если пратьяхара обучает йога не реагировать на внешние раздражители, хатха то дхарана обучает избирательной концентрации. О хатха седьмой ступени раджа-йоги - хатха дхьяне Свами хатха Вивекананда писал: "Когда сознание привыкло удерживаться сосредоточенным на известном внутреннем или внешнем пункте, оно приобретает способность как бы непрерывного течения по направлению к этому пункту. Это состояние называется Дхиана" [57]. Дхьяна – это медитация перед хатха избранным объектом с целью слияния с йога ним. И последняя ступень раджа-йоги - самадхи - состояние, когда йог окончательно подавляет в себе всякое движение мысли и чувства и видит себя, как полагают йоги, таким, "каков он есть и каким всегда был, - всеведущим, бессмертным и вездесущим" хатха [58]. Заниматься подобного рода практикой нужно в уединении, например Вивекананда пишет, что йог, практикующий такого вида практики, "должен стараться жить один" [59]. В Бхагавадгите сказано как нужно заниматься йогой: "в чистом месте устроив зрении устойчивое сидение для себя, не слишком йога высокое, не слишком йога низкое, покрытое одеждой, шкурой йога лани и (травой) куша" [60]. Если суммировать все требуемые условия для занятия раджа-йогой, то мы видим, что последователь раджа-йоги должен уединенно жить в зрении особом месте под руководством духовно реализовавшего себя учителя, ежедневная практика и вегетарианское питание должно стать его уделом йога на всю жизнь. При этом нужно учитывать, что любое поверхностное и невнимательное отношение к йоге может привести "…к напрасной трате сил и психическим зрении расстройствам" [61]. В нашей стране классической раджа-йогой йога никто не занимается, но есть организация, которая заявляет, что практикует йога раджа-йогу - это "Всемирный Духовный Университет Праджапита Брахма Кумарис". Однако это заявление не соответствует действительности, что видно хотя бы из того факта, что содержание духовной зрении практики "Брахма хатха Кумарис" принципиально отлично от классической раджа-йоги. Например, отличается отношение раджа-йоги и "Брахма зрении Кумарис" йога к мантрам, йога "Брахма Кумарис" учит: "Используя мантру йога или какой-либо предмет, лучшее чего я достигну, - это сосредоточение на данном слове или предмете. И самое вероятное, что это уведет меня далеко от ощущения единства со Всевышним (с Шивой, богом разрушения в индуизме. – В.П.). Да, я сумею достичь зрении покоя в своих мыслях, зрении потому что зрении отведу их от физического мира, где я живу в окружении горя и скорби. Мои мысли отвлечены мантрой или физическим предметом, пока зрении я провожу зрении такую медитацию. Однако по ее окончании, я найду себя на том же самом месте, где я был до нее" [62]. В классической йоге использование мантр является важнейшей частью духовной практики [63].
Итак, что может обрести человек, занимаясь хатха-йогой с целью зрении улучшения здоровья? Любое направление йоги по сути является видом хатха мистической практики, ставящей перед собою зрении цель достижения неких высших йога мистических озарений. Как уже говорилось, не существует нерелигиозных видов йоги. Хатха-йога является частью раджа-йоги и готовит тело, хатха как йога бы настраивает его, на последующие мистические переживания. Нам могут возразить, что можно использовать хатха-йогу хатха для укрепления здоровья, а всю мистическую часть отбросить. На практике это неосуществимо: сам подход, вся теоретическая часть хатха-йоги, которая объясняет механизм работы асан, основан на мистических откровениях хатха йогов. О существовании взаимосвязи между физическим выполнением асан йога и духовной составляющей этой практики недвусмысленно говорят сами йога йоги: "При выполнении асан тело ученика принимает множество форм, которые встречаются у различных существ, от низшего насекомого до самого зрении совершенного мудреца, и он обнаруживает, что во всех существах дышит один и тот же Вселенский Дух – Дух Божий. Во время практики он смотрит внутрь зрении себя и ощущает присутствие Бога в различных асанах, выполняемых им так, словно он припадает к стопам Господа" [64], к участию ума и воли в выполнении асан призывает своих последователей хатха-йога: "вы должны постараться с интересом заниматься вашей гимнастикой (хатха-йогой. – В.П.) и йога заставить ваш ум принимать в ней участие" хатха [65], "йог с интересом следит за своими упражнениями и усилием воли посылает увеличенный поток праны в ту часть тела, которая находится в движении" [66]. Нельзя хатха заниматься практикой и при этом полностью игнорировать теорию, лежащую в ее основе. Йог йога Рамачарака, давая один совет своим последователям, сказал: "Теперь еще один совет, который может показаться бессмысленным для того, кто не понимает его философской подкладки (выделено нами. – хатха В.П.)" [67]. Невозможно заниматься хатха хатха-йогой, полностью при этом игнорируя "философскую подкладку".
Практикующий хатха-йогу обязательно должен иметь учителя; известный учитель хатха-йоги Айенгар пишет: "Во всех древних комментариях к йоге подчеркивается, что заниматься необходимо под зрении руководством гуру (учителя)" [68]. При этом имеется в виду учитель, посвятивший зрении этому всю свою жизнь и сам имеющий такого же учителя. В нашей стране есть большое число учителей хатха-йоги, закончивших какие-либо, относительно непродолжительные, курсы хатха-йоги и ставших "учителями" хатха-йоги. Автору вспоминается общение с одним индусом, который приехал в нашу страну для преподавания аюрведы [69], этот человек занимался аюрведой с детства, ею же занимались его отец, его деды и прадеды. Но зрении ему не разрешили преподавать аюрведу, мотивировав свой отказ тем, что … он не изучал ее на курсах в некоем российском институте в течение положенных в России трех зрении месяцев! Помню, как я был поражен, увидев объявление о подготовке "специалистов" в области тибетской медицины за… десять дней! Сами тибетцы зачем-то тратят на йога изучение тибетской медицины целых пятнадцать лет. Но интереснее всего то, что у подобных скороспелых учителей находится немало йога учеников и даже хатха пациентов.
Теперь несколько слов об источнике мистических озарений йогов. Каков он? Каковы хатха те цели действий этого источника? Дадим оценку с точки зрения христианства. Вспомним, что цель йога - стать "Богом Богов" зрении [70] , добавим – богом без Бога: ведь йог "…может не верить … в Бога" [71]. Эта ситуация знакома любому христианину, так как напоминает историю, хатха описанную йога в Священном Писании (Быт.3:5). Только вот цена хатха такой "йоги" была печальна: грехопадение, отпадение от Бога, йога богоотступничество. Но даже если человек отвергает авторитет Священного Писания, можно задуматься: разве такие понятия, как энергетические каналы-нади, прана - это научные понятия? Нет. И это признают хатха сами йоги. Например, йог Рамачарака в своей книге "Хатха-йога" пишет: "Вопрос о пране проникает всю философию хатха-йоги.
Оккультисты всех времен и народов йога (выделено нами. – В.П.) всегда учили, обыкновенно тайно, обращаясь лишь к немногим своим последователям, что в воздухе, в воде, в пище, в солнечном свете йога и во всем другом находится субстанция или принцип, порождающий всякую деятельность, энергию, силу и жизненность… [72]" [73]. Как видим, Рамачарака не хатха скрывает оккультных корней хатха-йоги. Классическая хатха-йога не ставит перед своими последователями цели - здоровье ради здоровья самого по себе: "Йоги же развивая тело, знают, что оно является только орудием высших начал человека йога и йога что зрении они должны совершенствовать орудие исключительно для того, чтобы оно могло служить делу совершенствования души (выделено нами. – В.П.)" [74]. Сам принцип действия асан и пранаямы, их предназначение - это подготовка к хатха мистическим переживаниям. Человек, занимающийся хатха-йогой, сам того зрении не ведая, может столкнуться с весьма определенным оккультным дополнением, которое он, может быть, хатха и не ожидал получить. Корни хатха-йоги мистичны, без индуистского мистицизма ее бы просто не существовало. Мистицизм же йоги, по утверждениям самих йогов, как выше мы уже указывали, может привести к психическим расстройствам, вызвать галлюцинации и даже повредить мозг. По мнению автора, такие результаты вряд ли можно назвать зрении способствующими оздоровлению последователя хатха-йоги.
Можно ли христианину заниматься хатха-йогой? На этот вопрос ответ очевиден. Нет! Любые формы оккультных практик несовместимы с христианством [75]. Людям, стремящимся к здоровью, можно порекомендовать йога другие методы его достижения, например, спорт. По крайней мере, при занятиях спортом вероятность того, хатха что к вам нежданно явится "Шива" или еще какой индуистский "божок", будет намного меньше, чем при занятиях хатха-йогой.
Виталий Питанов
Апологет
Использованная литература
1. - См.: Индуизм, джайнизм, зрении сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 218.
2. - См.: Айенгар Б.К.-С. Прояснение йоги. Йога йога Дипика. М., Медси xxi . 1993. -С.13.
3. - Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 218.
4. - Здесь нужно иметь в виду, что представление о Боге Свами Вивекананды, впрочем, как и йога других йогов, не имеет ничего общего йога с христианским учением о Боге. Подр. См.: Виталий Питанов хатха Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами Вивекананда..
5. - Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. -С. 456.
6. - Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. -С. 80.
7. - Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. -С. 387.
8. - См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 218.
9. - См.: Там же. -С. 218.
10. - Айенгар Б.К.-С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси xxi . 1993. -С. 9.
11. - Шива – бог разрушения в индуизме.
12. - Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения хатха высшей реальности. СПб., 1992. -С. 58.
13. - Там же. -С. 59.
14. - Там же. -С.58.
15. - См.: Айенгар Б.К.-С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси xxi . 1993. -С. 25.
16. - См.: Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей зрении реальности. СПб., 1992.
17. - Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даосская йога / Свами Шивананда. Концентрация и хатха жизнь. Бишкек. 1993. -С. 591.
18. - Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. -С. 441.
19. - Там же. -С. 444.
20. - Там же. -С. 445.
21. - См.: Димешвар йога Рам Авадхута. Тантра постижения хатха высшей реальности. СПб., 1992. -С.106.
22. - См.: Виталий Питанов Идолы неоиндуизма: Шри Рамакришна и Свами йога Вивекананда.
23. - Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. -С. 30.
24. - Философия пантеистического монизма.
25. - Упанишады - духовная литература, завершающая, как считается, Веды. В основном, упанишады йога носят аллегорический характер и повествуют о безличном боге Брахмане.
26. - Атман может трактоваться как синоним Брахмана йога и как хатха личная душа, в зависимости от контекста, в котором употребляется это понятие.
27. - Брахман – безличное йога божество в индуизме.
28. - Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С.176.
29. - См.: Там же. -С.231.
30. - Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. -С. 66.
31. - См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 231.
32. - Легенды о Кришне. Бхагавадгита. Перевод йога Смирнова Б.Л. М., Одиссей. 1995. -С. 440.
33. - Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. -С. 75.
34. - Бхакти-йога в нашей стране в основном популяризируется Международным Обществом Сознания Кришны. См.: Виталий Питанов Кришнаизм, как традиция поклонения обману и йога смерти.
35. - Легенды о Кришне. Бхагавадгита. Перевод Смирнова зрении Б.Л. М., Одиссей. 1995. -С. 503-504
36. - См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 95.
37. - См.: Там же. -С.96.
38. - См.: Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. -С. 14.
39. - См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 249.
40. - Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. -С. 85.
41. - См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 449.
42. - Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. -С. 85.
43. - См.: Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 220.
44. - Айенгар Б.К.-С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси xxi . 1993. -С. 15.
45. - Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. -С. 461.
46. - Там же. -С.461.
47. - зрении Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 63-64.
48. - См.: Там же. -С.64.
49. - Никаких конкретных сроков достижения самадхи для последователей раджа-йоги Патанджали не установил. Таким образом, стремлению к этому йога достижению может быть посвящена вся жизнь.
зрении50. - Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 336.
51. - Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. -С. 409.
52. - йога Индуизм, джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 335.
53. - См.: Айенгар Б.К.-С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси xxi . 1993. -С.38.
54. - Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог зрении Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. Даоская зрении йога / Шри Шивананда Свами. Кундалини йога. Бишкек. 1993. -С. 609.
55. - Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. -С. 435-436.
56. - См.: Там же. -С. 436-437.
57. - Там же. -С. 447.
58. - Там же. -С. 448.
59. - Там же. -С. 437.
60. - Легенды о Кришне. Бхагавадгита. Перевод Смирнова Б.Л. М., Одиссей. 1995. -С. 485
зрении61. - Индуизм, джайнизм, зрении сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 219.
62. - Духовное знание и раджа йога. СПб., Санкт-Петербургский центр всемирного духовного университета Праджапита Брахма Кумари-С. -С. 26.
63. - См.: Индуизм, йога джайнизм, сикхизм. Словарь. М., Республика. 1996. -С. 317.
64. - Айенгар Б.К.-С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси xxi йога . 1993. -С.52ю
65. - Йог хатха Рамачарака. Хатха-йога. Учение йогов о физическом здоровье. СПб., Альфа. 1991. -С. 97.
66. - Там зрении же. -С.96
67. - Там же. -С.43.
68. - Айенгар Б.К.-С. Прояснение йоги. Йога Дипика. М., Медси xxi . 1993. -С. 10.
69. - Аюрведа (наука хатха долголетия) йога – медицинская школа, основанная на мистических откровениях. Согласно индуистскому преданию, аюрведа была воспринята людьми йога от бога врачевания Дханвантари.
70. - Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, зрении Шри Шивананда Свами. Даоская йога / Йог Чинамайананда. Медитация и жизнь. Бишкек. 1993. -С. 387.
71. - Свами Вивекананда. Философия йога. Магнитогорск. Амрита. 1992. -С. 75.
72. - Действительно, такое учение присутствует во всех оккультных направлениях. См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства / Гл. 3. Бог или "психическая энергия"?
73. - Йог Рамачарака. Хатха-йога. Учение йогов о физическом здоровье. СПб., Альфа. 1991. -С.72.
74. - Там же. -С. 5.
75. - См.: Виталий Питанов Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики.
Читайте другие публикации раздела "Духовная опасность йоги зрении и медитации"
йогаИсточник: http://www.k-istine.ru/yoga/yoga-pitanov-02.htm
За последние сорок лет Хатха-йога была признана во всем мире как терапевтическая наука, в этой области было проведено много научных исследований. С древнейших времен она использовалась йога йогами йога и мудрецами для устранения всех видов болезней, дефектов и неправильных функционирований организма. Правда, практика Хатха-йоги требуют большего времени и усилий от пациента, йога чем традиционная медицина, но, йога с точки зрения постоянности и устойчивости положительных результатов, а также йога с точки зрения экономии на огромных расходах на лекарства, Хатха-йога определенно заслуживает внимания.
Приведем три важных принципа, на которых основана хатха ментальная и физическая терапия Хатха-йоги:
В физическом теле человека различные органы и системы предназначены для выполнения своих собственных функций, но между хатха ними должна быть слаженная координация. Если зрении какой-либо из йога органов или какая-либо система тела не в состоянии координировать свою зрении работу с каждым из других органов или систем, хатха то это означает, что несбалансированным является не один орган, а все системы и органы. Таким образом, при любой болезни — будь то болезнь физическая или болезнь ментальная — все системы работают несогласованно. В соответствие с законом взаимных ритмов все, что вам нужно делать, для того чтобы восстановить здоровье всей системы, — это привести в состояние здоровья один хатха орган или систему. Тогда за этим органом или системой естественным образом последуют остальные части тела.
Плохое здоровье одной системы порождает плохое здоровье в остальных частях тела. Вы не можете сказать, что у вас болит живот, а все остальное в порядке. Поэтому человек, зрении у йога которого имеется несколько нездоровых органов, должен, в общем случае, подвергнуть лечению только один из них. Если вы в зрении состоянии восстановить здоровье в одной системе своего тела, хатха то постепенно все тело начнет улучшаться. Именно в хатха таком духе предписывается лечение Хатха-йогой.
Другим важным аспектом здоровья является сохранение энергии в физическом теле. Мы приписываем очень большую важность йога питанию, но мы забываем о реальном источнике энергии, присущем нашему организму. Эта зрении энергия в какой-то степени подобна положительным хатха и отрицательным зрении зарядам, пульсирующим йога вокруг нас. Правильное равновесие между зрении этими противоположными формами энергии порождает хорошее йога здоровье. Каждый раз, когда эти положительные и отрицательные потоки подавляются, блокируются, рассеиваются или плохо распределяются, неизбежно возникают болезни. Различные органы и системы тела существуют не только за счет пищи и витаминов. Основным источником энергии в жизни являются именно эти положительные и отрицательные заряды. Поэтому наука о физической и ментальной гармонии известна как Хатха-йога.
Физическое и ментальное лечение — зрении одно из наиболее важных достижений Хатха-йоги. До сих пор Хатха-йога преуспевала в лечении таких болезней, как астма, диабеты или высокое кровяное давление, где современная медицина не имеет больших успехов. Кроме того, Хатха-йога оказалась весьма эффективной в случаях зрении эпилепсии, истерии, ревматизма и йога многих других заболеваний хронической и органической хатха природы.
В настоящее время установлено, что хатха асана хатха и пранаяма являются наиболее сильными и эффективными зрении способами управления всем телом. Они являются первыми шагами, йога позволяющими нам йога не только изменить механизмы функционирования одного элемента тела, но и дать рычаги управления над всеми структурами мозга и ума, дать зрении систему управления, которая позволяет нам управлять всеми аспектами нашей жизни, в том числе и энергетическими.
Присое диняйтесь к «йога секретам» зрении в социальных сетях: http://yogasecrets.livejournal.com/ и twitter.
< Предыдущая зрении зрении Следующая >Источник: http://YogaSecrets.ru/yogaterapiya/terapevticheski...
Клиники коррекции зрения федорова. Точке зрения пермь. Клиники коррекции зрения. Меня интересует опыт и мнения о лазеной коррекции зрения в Сургуте. www.vosstanovlenie-zrenia.tk
Следующие статьи
- Афакия. Аффирмации. Аюрведа.
- Дерево опознания добра и зла. Дети и Очки. Детская гимнастика для глаз. Советы родителям.
- Аномалии развития и воспаление роговицы (I). Аномалии развития орбиты. Аномалии развития роговицы.
Комментариев пока нет!
Поделитесь своим мнением